Федеральными законами от 03.07.2016 № 277-ФЗ, от 05.12.2016 № 412-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения, вступившие в силу с 16.12.2016, 01.01.2017.
Согласно новой редакции ст.ст. 5, 6 Федерального закона № 294-ФЗ перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.
Статьей 5 к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), отнесена разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 к полномочиям органов местного самоуправления отнесена разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 того же Федерального закона в новой редакции, предусмотрено осуществление взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок, в том числе по вопросам принятия административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, сфере образования, социальной сфере, а также совместных проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проведении совместных плановых проверок.
Глава 1 Федерального закона № 294-ФЗ дополнена новыми статьями 8.2 и 8.3, регламентирующими вопросы организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Статья 9 названного Федерального закона, регулирующая вопросы организации и проведения плановой проверки, дополнена новыми частями 11.1 – 11.5, в соответствии с которыми положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов). При этом проверочные листы (списки контрольных вопросов) должны быть разработаны и утверждены органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Кроме того, порядок уведомления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении плановой и внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнен возможностью их уведомления посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ).
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены значительные изменения в ст. 10, регламентирующую вопросы организации и проведения внеплановой проверки. Перечень оснований для проведения внеплановой проверки изменен и дополнен двумя пунктами, в соответствии с которыми основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); а также выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).
Изменения внесены и в статьи 11, 12 Федерального закона № 294-ФЗ, регулирующие вопросы проведения документарной и выездной проверок. Статья 11 также дополнена положением о том, что при проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
Кроме того, с 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ в ст. 20 Жилищного кодекса РФ, регламентирующие вопросы осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля. В соответствии с поправками расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок.
Разъяснение подготовлено помощником прокурора Республики Калмыкия по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами республики, органами местного самоуправления советником юстиции Яшкуловой К.Н..