1. Какие основания для освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду?
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; размещение отходов.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на 4 категории.
В силу п. 1 ст. 16.1 Закона из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV». Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
Законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Данное положение действует с 1 января 2016 года. К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
- наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т. в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Характерными примерами указанных объектов являются: офисные помещения, школы, детские сады и т. д. Если подобная организация образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то такая организации как объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780).
Важно заметить, что случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
2. Как взыскать ущерб, причиненный транспортному средству, в результате ненадлежащего содержания автомобильных дорог?
Законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушений требований указанного Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Следовательно, вред, причиненный вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги, подлежит возмещению лицом, ответственным за содержание соответствующего участка автомобильной дороги.
Факт причинения вреда автомобилю по причине несоответствующего норме состояния автодороги должен быть оформлен в установленном порядке.
Так, если вы попали в ДТП по вине недостатков в содержании дорог общего пользования (просадки, выбоины, скользкость на дорогах), выполните предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции.
Зафиксируйте на фото и (или) видео повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Постарайтесь сделать кадры с привязкой к местности. Также необходимо обратить внимание и зафиксировать наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость.
После прибытия сотрудников ГИБДД внимательно изучите правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и др. Факт причинения вреда автомобилю, иному имуществу (грузу), жизни и здоровью физических лиц (водителю, пассажирам, иным участникам дорожного движения) должен быть отражен в протоколе, составленном работником Госавтоинспекции. В протоколе осмотра места происшествия также должны быть отражены размеры просадки проезжей части (выбоины, иные повреждения) и её расположение относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. Также необходимо зафиксировать наличие или отсутствие знаков, предупреждающих об опасном препятствии, а также правильность их установки и читаемость.
Государственным стандартом «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см. и глубине – 5 см., а нормативный срок ликвидации зимней скользкости составляет от 4 до 6 часов в зависимости от вида дороги и исчисляется с момента обнаружения наледи или окончания снегопада.
Гражданину также следует обосновать величину ущерба, которая определяется по сумме расходов, понесенных на восстановление автомобиля и подтвержденных соответствующими финансовыми документами: чеками на приобретение запчастей, сметой проведения восстановительного ремонта, счет-фактурой оплаты выполненных работ и др.
Если автомобиль не восстановлен, стоимость его восстановительного ремонта и утраченного груза и иного ущерба может определить независимый эксперт.
Собрав все необходимые документы, определив виновника (эксплуатирующая организация), своевременно не выполнившего обязанность по ликвидации просадок, выбоин или зимней скольскозти, вследствие чего и произошло ДТП, обратитесь в городской (районный) суд по месту нахождения организации с иском о возмещении имущественного вреда.