Создано 25.09.2017 10:10
В соответствии со ст.9 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования. К их полномочиям также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Однако органами местного самоуправления не обеспечивается учет информации о потребности учреждений в текущем ремонте, оснащении мебелью и иным оборудованием. В связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления полномочий и с целью устранения выявленных нарушений Главам администраций муниципальных образований прокурорами г.Элисты, Городовиковского, Малодербетовского, Сарпинского, Октябрьского, Приютненского, Юстинского, Яшкульского районов внесены представления.
Проверками установлены многочисленные несоответствия локальных правовых актов образовательных организаций федеральному законодательству.
Так, нормы положений о добровольных пожертвованиях, действующих во многих общеобразовательных организациях Яшкульского района и г.Элисты предусматривали, что единственной целью привлечения добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц является восполнение недостающих учреждению бюджетных средств для развития материально-технической базы учреждения и улучшения условий пребывания учащихся в школе, что фактически свидетельствует о возложении на благотворителей функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Между тем благотворительная деятельность в силу статьи 2 Закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» заключается лишь в содействии деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
Положения, принятые в двух школах Лаганского района предусматривали, что добровольные безвозмездные (бескорыстные), благотворительные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц в виде денежных средств принимаются в кассу образовательного учреждения или безналичным способом путем перечисления на лицевой счет учреждения. Тогда как в Инструктивном письме Минобразования РФ от 15.12.1998 N 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений" разъяснено, что внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями обучающихся), осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.
По требованиям прокуроров Городовиковского, Сарпинского. Лаганского, Кетченеровского, Яшалтинского, Яшкульского районов и г.Элисты 34 положения о добровольных пожертвованиях образовательных учреждений приведены в соответствие с действующим законодательством.
За время действия в прокуратуре Республики Калмыкия «горячей линии» по вопросам незаконного взимания денежных средств с родителей и воспитанников образовательных организаций поступило всего 6 устных и одно письменное обращение. Прокуратурой в ходе проверок опрошено около двухсот родителей, часть из которых не подтвердила добровольный характер оказания такой помощи. В целях устранения выявленных нарушений органами прокуратуры в адрес руководителей образовательных учреждений внесены акты прокурорского реагирования.
В настоящее время следственными органами продолжается расследование уголовных дел по фактам принудительного сбора денег с родителей учащихся двух образовательных организаций.
Вопросы, связанные с коммерциализацией образовательной деятельности, незаконным сбором денежных средств с родителей учащихся находятся на постоянном контроле органов прокуратуры. "Горячая линия" по данным вопросам будет действовать в течение всего учебного года.