Прокуратурой Республики Калмыкия изучена практика участия прокуроров в рассмотрении судами республики гражданских дел о лишении (ограничении) родительских прав.
Обобщение показало, что в 2017 году судами республики рассмотрено 55 дел данной категории, которые возбуждались по искам одного из родителей, законных представителей (опекунов), органа опеки и попечительства и по искам прокурора.
Однако вопреки п. 1 ст. 70 СК РФ судами принимались к рассмотрению заявления, поданные лицами, которые правом обращения в суд с таким требованиям о лишении родительских прав не обладали. К примеру, в суд с иском о лишении родительских прав отчима обратилась сестра несовершеннолетнего ребенка. Поскольку в материалах дела отсутствовали доказательства того, что истец является законным представителем несовершеннолетнего, обладает полномочиями на предъявление такого иска, суд с учетом мнения прокурора передал ребенка для дальнейшего устройства на попечение органа опеки и попечительства.
В большинстве случаев причиной обращения в суд с иском о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах послужило ненадлежащее отношение родителей к выполнению своих обязанностей, уклонение родителей от воспитания и содержания детей, злоупотребление родителями спиртными напитками, ведение аморального образа жизни.
По ряду дел основанием для лишения ответчиков родительских прав послужило злостное уклонение ответчика от выполнения обязанностей по уплате алиментов. При этом учитывались продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Обобщение судебной практики показало, что суды нередко отказывали в удовлетворении исковых требований о лишении родительских прав. При этом судами принимались во внимание различные обстоятельства, наличие которых исключает возможность применения такой крайней меры.
Так, основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований о лишении родительских прав Н., являлось то, что ответчик не мог заниматься воспитанием своих детей в силу стечения жизненных обстоятельств, заболевания (наличия инвалидности). В другом споре суд с учетом мнения прокурора учел, что на момент рассмотрения дела ответчик встал на путь исправления, выразил желание участвовать в воспитании ребенка, трудоустроился.
Порой основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о лишении родительских прав являлось невыполнение родителем родительских обязанностей в связи с препятствиями, которые чинились другим родителем.
В тех случаях, когда при рассмотрении дела устанавливалось, что достаточных оснований для лишения родительских прав не имеется, однако оставление ребенка у родителей опасно для него, суды с учетом заключений прокуроров отказывали в удовлетворении исковых требований, но при этом выносили решение об ограничении родительских прав.
В судебном заседании в обязательном порядке выяснялось мнение несовершеннолетних, достигших возраста десяти лет, по вопросу о необходимости лишения его родителя родительских прав путем опроса детей в присутствии педагога.
Участвующие в рассмотрении дел прокуроры, как правило, проявляли активность в исследовании обстоятельств спора, выступали инициаторами в истребовании необходимых по делу доказательств, реагировали на выявленные нарушения закона.
По итогам обобщения обращено внимание горрайпрокуроров на принятие мер к повышению качества и эффективности участия прокуроров в рассмотрении дел данной категории, своевременному устранению допускаемых в ходе судебного рассмотрения нарушений процессуального и семейного законодательства.