Создано 14.08.2017 16:49
В целях обеспечения единого правового пространства, исключения принятия нормативных правовых актов, противоречащих действующему законодательству, устранения пробелов и иных недостатков правового регулирования органами прокуратуры Республики Калмыкия продолжено активное взаимодействие в правотворческом процессе с органами местного самоуправления.
В 1 полугодии 2017 года территориальными прокурорами выявлено более 750 нормативных правовых актов органов местного самоуправления или 58 % от общего числа принятых НПА, которые не соответствовали нормам действующего федерального законодательства.
Зачастую в нормативных правовых актах допускались нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, земельного законодательства, о противодействии коррупции, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществления торговой деятельностью, муниципального жилищного контроля, благоустройства территорий муниципальных образований, и др.
По требованиям горрайпрокуроров 506 нормативных актов органов местного самоуправления, из них 71 устав приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Пробелы в правовом регулировании различных сфер правоотношений послужили основанием для внесения прокурорами 153 представлений, направления 41 информации в порядке ст. 9 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях побуждения органов местного самоуправления к принятию отсутствующих нормативных актов.
К примеру, по результатам рассмотрения представлений, внесенных прокурором Городовиковского района в адрес председателей Собраний депутатов 8-ми муниципальных образований в связи с отсутствием нормативных актов, регулирующих порядок ведения перечней видов муниципального контроля и определяющих органы местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, всеми муниципальными образованиями района приняты необходимые нормативные акты, 8 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
В марте текущего года прокуратурой Юстинского района в адрес глав 7-ми муниципальных образований внесены представления в связи с необходимостью восполнения пробелов, образовавшихся в уставах в связи с вступлением в силу с 09.01.2017 года изменений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым уставами муниципальных образований должны регламентироваться вопросы временного исполнения обязанностей главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности (все представления рассмотрены и удовлетворены, в уставы внесены соответствующие изменения).
Прокурорами принято участие в 144 заседаниях представительных органов местного самоуправления, на которых обсуждались проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права и свободы граждан. Дано 1058 заключений на проекты нормативных правовых актов (394), из которых 141 – отрицательное. Законодательными органами местного самоуправления в связи с наличием в проектах норм, противоречащих федеральному законодательству, незаконные нормы были исключены. В результате целенаправленной работы прокурорам удалось предотвратить принятие значительного числа незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
К примеру, изучением проекта решения Элистинского городского Собрания «Об утверждении антикоррупционного стандарта поведения муниципальных служащих города Элисты» установлено, что многие его положения разработаны за пределами, установленной федеральным законодателем компетенции органов местного самоуправления, и противоречат ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в том числе в части определения перечня ценных бумаг, подлежащих передаче в доверительное управление; установления в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона перечня случаев, при которых муниципальному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления.
Проектом предусматривались запреты и ограничения, аналогичные тем, которые установлены для государственных гражданских служащих, в том числе, в части запрета выезда в командировки за пределы Российской Федерации. При этом проектом не учитывались положения п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которым муниципальному служащему запрещается выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями. Создавали неопределенность ряд положений проекта, содержавшие категории оценочного характера (например, «обычные» подарки, лояльность, умение муниципального служащего пойти на компромисс и другие). В этой связи прокуратурой города на указанный проект дано отрицательное заключение. С учетом указанных замечаний проект после доработки утвержден решением Элистинского городского Собрания от 23.03.2017 № 21.
С использованием права законодательной инициативы прокурорами подготовлено 86 проектов нормативных правовых актов, из которых 43 уже приняты в качестве правовых актов.
Прокуратурой Сарпинского района в июне текущего года в порядке законодательной инициативы разработано 9 проектов постановлений о внесении изменений в административные регламенты предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков льготным категориям граждан в связи с тем, что Законом Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" с 01.01.2018 правом на однократное бесплатное приобретение в собственность сформированных земельных участков в составе земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства наделены участники строительства военно-стратегической железной дороги Астрахань – Кизляр. Проекты находятся на рассмотрении органов местного самоуправления района.
Или прокуратурой Октябрьского района разработаны 7 проектов решений представительных органов о внесении изменений и дополнений в Положения о муниципальной службе, которые подлежали приведению в соответствие с вступившими в силу с 12.05.2017 изменениями ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части требований к продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков. В настоящее время все проекты положительно рассмотрены и приняты представительными органами.
Для оказания помощи муниципалитетам в формировании правовой базы горрайпрокурорами разработано 3 модельных акта.
Работа надзорного органа в правотворческой деятельности органов местного самоуправления будет продолжена.