Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 47 дал разъяснения по делам о нарушении условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
В документе отмечается, что у судов нередко возникают вопросы при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Разъясняется, что к числу лишенных свободы лиц относятся осужденные, задержанные, арестованные, заключение под стражу и все остальные, чью свободу и личную неприкосновенность ограничивают.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются права и обязанности указанных лиц, в том числе:
- право на личную безопасность и охрану здоровья;
- право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика;
- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии;
- право на доступ к правосудию;
- право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации;
- право на свободу совести и вероисповедания;
- право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки;
- право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Подать иск могут лишенный свободы гражданин или его представитель, уполномоченные по правам человека и иные лица. Например, защитник может оспорить действия должностного лица, который препятствует свиданию с осужденным, а прокурор подать иск с требованием соблюдения условий содержания заключенных.
Административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
При этом учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе. Например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля.
Суд также вправе возложить на административного ответчика обязанность представить в суд видеозаписи, фотографии помещений мест принудительного содержания, сведения о точных размерах помещений и другие.
Оспорить в судебном порядке можно не только условия содержания в СИЗО или колонии, но и условия перевозки заключенных. Суд должен оценивать вместимость транспортного средства, площадь на одного человека, освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность водой и едой, длительность нахождения в пути.
Подробнее c документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс-http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: ПРОКУРАТУРА КЕТЧЕНЕРОВСКОГО РАЙОНА